В 1991 году это всё явилось в совершенном союзе подпольной самостоятельной работы и огромных денег от большего лейбла в виде группы целого поколения под названием Nirvana.

Главой трио Nirvana тонкий как проволока, нервный фронтмен Курт Кобейн. Этот человек сказал то, что не смогли все рок-звёзды до него. Кобейн был голосом одиночек-неудачников, лишенных всяческих прав подростков, голосом одиночества, злости и отчуждения. Вскоре он сам стал напоминать героев своих песен, его тело постоянно стремилось к грехам, а гитара – к неконтролируемому гневу. Вся эта смесь металла, панка, хардкора и поп-музыки, появившаяся на скромном лейбле из Сиэтла Sub Pop, получила название «гранж».

Конечно, гранж, как и весь панк-рок, - это не только Nirvana. Вы, несомненно, можете сказать, что их музыка закончилась сразу после того, как попала на страницы глянцевых журналов, но тем не менее трио Nirvana из сырого северо- восточного штата Вашингтон пробило многие культурные барьеры. Хотя на самом деле Nirvana не создала ничего нового в музыке, а лишь продемонстрировала всей Америке результат работы андеграундных групп восьмидесятых, а частности Black Flag, Minor Threat, Husker Du, Sonic Youth и The Pixies. Nirvana ознаменовала конец одной эры, в которой альтернативная музыка была уделом избранных, и начала в другой, где альтернативная музыка стала достоянием масс и больших лейблов. Nirvana заставила лейблы понять, что обществу ужен гранж, как была нужна контркультура в шестидесятых или панк-рок в семидесятых. И таким образом начался подъём альтернативной культуры на уровень, недоступный ей ранее.

Если не брать во внимание излишнюю коммерциализированность того пространства, в котором возник гранж, то можно сказать, что музыка группы Nirvana искрилась огнём. Их какофония была одновременно свежей и полной ярости, сильной и хрупкой. Но прежде всего, она была чем-то новым, каждый аккорд заставлял окружающих чувствовать то, что чувствовал сам Кобейн. За спиной группы стоял могущественный лейбл Geffen а сами музыканты черпали вдохновение в жестких металлических рифах Black Sabbath, осязаемости и преданности громкости Black Flag и поп-мелодиях The Beatles. Всё это нашло отражение в их альбоме Nevermind, который стал одним из символов десятилетия.

Но перед тем как распасться, Nirvana разнесла по всему миру свою энергетику, вдохновив целое поколение взять в руки гитары и создать свои группы, независимо от собственных заслуг, социального статуса, места проживания. Как и Beatles, Nivana не была группой рабочего класса и не хотела показать своё превосходство над остальными. Время, прошедшее после выхода Nevermind и захватывающего дух сингла Smells Like Teen Spirit, показало, что группе, играющей гранж, практически невозможно попасть в чарты. Новое поколение хотело создавать группы, подобные Nirvana (грубые, правдивые, прекрасные), но у них ничего не получалось, так как то, что они создавали, не было Nirvana.